Friday 7 August 2009

Макс Фриш. Назову себя Гантенбайн.

Ну, что я могу сказать. Это одна из моих любимых книг, прочитал я ее давно, но и после стольких лет она стоит несколько особняком от остальных.
Я сижу в баре, среди бела дня, поэтому наедине с барменом, который рассказывает мне свою жизнь. Почему, собственно? Он говорит, а я слушаю, пью заодно и курю, жду кого-то, читаю газету. Вот как дело было! -- говорит он, моя стаканы. Он вытирает вымытые стаканы. Да, говорит он еще раз, так было дело! Я пью -- я думаю: человек что-то испытал, теперь он ищет историю того, что испытал...
Это самое начало книги оно меня и зацепило. Я люблю рассказывать байки из своей жизни, конечно, это не документальные истории. Я не говорю о вранье, я говорю об осмыслении. История в момент, когда она с вами случается - это одно. Вы еще не знаете последствий, вы не знаете даже как она закончится. Я уж не говорю о том, что последующие, иногда не связанные с ней события заставляют вас это историю переоценить - типа, "да это же было просто здорово, по сравнению с тем, что я имею сейчас". Да, и ведь надо же еще сформулировать, что же это такое было. Была ли эта история о любви или о просто о жизни. Подобрать слова, иначе может получится совсем другая история.
Поэтому
... человек что-то испытал, теперь он ищет историю того, что испытал ...
Книга с этого начинается, но этим не исчерпывается. Вопрос книги - кто я? Какой я? Быть и казаться. Причем в книге данные вопросы не задаются, за что я и люблю Фриша. В книге рассказываются истории. Что будет если я назову себя Гантенбайн? Какая история жизни станет моей? Сам Гантенбайн тоже не прост, а что если он притворится слепым, то какова будет его жизнь?
Что сказать еще? Почти нечего.
Легко ругать плохие (непонравившиеся) книги. Легко хвалить жанровые книги. Когда вы сталкиваетесь с литературой все становится непросто. Стройного сюжета у этой книги нет, есть зарисовки, мысли, интересные сюжетные ходы (например, брак Гантенбайна). То есть пересказать сюжет я не могу. А впечатления, ну, что тут сказать - отличные. Чего и вам желаю :-).
Истории рассказаны хорошо. Их много и они занимательны. Перевод отличный.
Может быть среди них есть и ваша история?
Ну, не надо так сразу говорить - нет.
Почитайте.
Примерьте историю на себя, вдруг подойдет?

2 comments:

  1. И одна из моих любимых.Немного жаль, что я прочитал ее так рано...

    ReplyDelete
  2. Ничего страшного. Еще много непрочитанного осталось:-(.

    ReplyDelete