Monday 18 January 2010

Питер Уоттс. "Ложная слепота". Blindsight

Это не развлекаловка.
Это научная фантастика в полном смысле этого слова.

Контакт.

Наиболее близкие произведения это, наверное, "Эдем" и "Солярис" Станислава Лема. Эти два романа в более менее художественной форме рассматривают очень серьезный, во многом философский вопрос, первого контакта с внеземным разумом. Если вы скажете, что "Солярис" определенно художественное произведение, то значит, вы смотрели фильм Тарковского, который произвел на вас такое впечатление, что роман вы практически забыли :-).

Идея.

Идея богатая.
Во-первых. Форма первого контакта.
В-вторых. Сами инопланетяне. То есть не зеленые человечки, или насекомые, или ... Роман именно посвящен КОНТАКТУ, а не приключениям и пальбе по ракопаукам, или как проявит себя обычный человек при контакте с неизвестным. Нет там обычных людей.
В-третьих. Очень интересный подход со стороны "наших". Что мы видим, как мы воспринимаем происходящее - не на уровне индивида, а на уровне вида. Как работает наш, человеческий мозг, как мы склонны оценивать происходящее.

Это не простое чтение. Множество научных фактов и научных идей. Причем, чтобы это было увлекательно, сам роман, достаточно хорошо построен сюжетно. В общем, не тот случай, когда можно пропустить пару страниц. Это тот редкий случай, когда я настоятельно советую прочитать послесловие автора! Это и интересно, да, и помогает лучше понять некоторые идеи (реально, после первого прочтения, сидишь и собираешь мозаику, вспоминаешь какие-то сюжетные повороты и казавшиеся проходными абзацы).

Что вы узнаете в качестве бонуса:
- биологию и экологию вампиров,
- как обрабатывает мозг информацию полученную от органов чувств,
- чем занимаются "древние" структуры мозга,
- отличие ума от разума, задумаетесь зачем нам самосознание,
- анатомию и физиологию пришельцев,
- множество фактов из физики,
- и т.д.

Почему мне было легче. Чем возможно будет вам.
У меня базовое образование - физика. То есть на большинство вещей/терминов из этой области я мог не отвлекаться, понимая сразу о чем идет речь.
Мой интерес последних лет - психология. Естественно, кой-чего о работе мозга пришлось прочитать, в том числе описание классических экспериментов. То есть работа глаза+мозга; что будет при рассечении мозолистого тела; особенности аутистов; расщепление личности ... то есть не знаток, но в теме.
Это позволяло не отвлекаться на все частности, хотя и для меня фактологического материала было много. Очень много.
(тут выяснилось, что мой sony ридер может ходить по ссылкам в файле. то есть ткнул в ссылку, прочитал, и вернулся на прежнее место в тексте. очень помогло).

Пересказать сюжет?
Землю сфотографировали. Земляне решили узнать кто это сделал. Послали космический корабль, который столкнулся с неизвестным объектом. Экипаж должен понять, что это такое. И какие проистекут от всего этого последствия.
Помогло?

Придется довериться мне и просто попытаться прочитать.
Слава богу, это не трактат, а неплохо написанный роман.
Я думаю, это лучшее произведение за последние годы в этом жанре. Роман произвел на меня очень сильное впечатление. Рекомендовать буду всем, не сможете прочесть, так хоть попробуйте - какая она научная-фантастика.

Рекомендую.

No comments:

Post a Comment