Wednesday 24 June 2009

Алексей Иванов. "Золото бунта, или Вниз по реке теснин"


Учитывая отзывы друзей и их рекомендации, решил продолжить чтение Иванова. Начал читать то, что попалось под руку. То есть ничего не выбирал.

О чем книга. Сплавщик Осташа пытается понять почему погиб его отец - сплавщик Переход. Дело происходит на реке Чусовой где-то в начале 19 века, точно не знаю, не силен я в российской истории, я историю древнего Египта лучше знаю.

Я не люблю исторических романов. Я не люблю мистических романов. А тут и того и другого наверчено выше крыши.
НО !
Все это наверчено на очень неплохой детективный сюжет, сюжет изложен достаточно динамично, но главное - язык. Давно не встречал такого сочного русского языка.

Оценить роман в целом тяжело:
- чем-то напоминает "Территорию" Куваева - наверное, это из-за сцены лечения в чуме,
- очень похож на "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" Сельмы Лагерлеф, не на наш отличный мультфильм, а на книгу, в которой вся география Швеции изложена через легенды м сказки,
- чем-то напоминает "Моби Дика" Меллвила, барку построить я не смогу, но всю терминологию теперь знаю.
Кстати, мотивы "Географа" есть, Осташа ищет себя и свой путь в этой жизни, но я бы сказал, что именно ищет, а не рефлексирует.

Роман явно перегружен, но читается хорошо. Слово "легко" я бы не стал употреблять, через начало вообще надо продираться, столько там незнакомых слов, в конце сплав по Чусовой описан так подробно, как-будто автор ведет репортаж с гонок, так что не легко, но затягивает.

Мистика. Да, есть, но во-первых это вплетено в роман, то есть это не вставные сюжеты, во-вторых не перегружено, то дела и поступки определяются в конце концов материалистически - нет "бога из машины". С другой стороны интересный синтез суеверий христианства и мистики местных жителей, ни того ни другого я не знаю, но написано интересно, а уж завязано все это в такой клубок, что просто прелесть. Взгляд на Пугачева и его историю - просто крут, но в рамках - точнее "в пределах разумных рамок". Да, именно эта фраза отражает мое отношение к мистике в романе.

Сюжет. Реально приключенческий сюжет - смена обстановки, времен года, новые лица, новые повороты сюжета. Все это описано не в телеграфном стиле, а с чувством, с толком. Мне немного напомнило романы Майн Рида, там тоже экзотическая природа, которая не просто декорация, а полноправный участник сюжета.

Вот так вот. По частям у меня есть претензии к роману, но в целом, стыдно признаться, я его просто проглотил. И он мне понравился, очень.

Вывод.
Динамичный детективный сюжет. Действие на фоне могучей природы и реальных исторических событий. Живой персонаж (а не "дурилка картонная"), который хочет понять смысл своей жизни.

Попытайтесь. Точнее не скажешь. Меня просто затянуло с первых страниц. Может у кого-то не пойдет, и не получится дочитать до раскрутки сюжета, роман по объему весьма велик (при формате 60x90 - 704 страницы). Может кому-то это чуждо - сапсем не антиресна. Всяко бывает.

P.S.
Мои воспоминания о других произведениях к делу не относятся. Это я просто, чтобы показать свою начитанность и оправдать то, что роман мне понравился.

No comments:

Post a Comment